Наиболее трудоемкой и наименее приятной работой в животноводстве остается уборка навоза.
Для удаления навоза и его временного сбора около задних ног животного устраивают лоток с наклоном в сторону жижесборника-отстойника. Глубина его 10-12 см, дно плоское, гладкое, шириной 25-30 см .
Стенки и дно лотка цементируют или бетонируют. По лотку навозная жижа поступает в отстойник посредством закрытого канала или подземной трубы. При уборке навоза можно применить смывные баки .
В этом случае навоз не накапливается за шибером, а канал промывается 1-2 раза в сутки водой (в противном случае канал забьется). Бак должен иметь емкость до 5 дм3, а лоток — уклон не менее 0,01. Это несложное приспособление позволяет поддерживать чистоту в коровнике в течение суток. Необходимо заметить, что при этом методе из жижесборника нужно чаще проводить откачку.
Владельцу фермы не обойтись без скребкового транспортера для удаления навоза из коровника. Только полная механизация удаления и погрузки навоза в транспортные средства позволит решить эту проблему и сэкономить время для других дел. Скребковый транспортер типа ТСН-2,0Б используется в коровниках с привязным содержанием скота. Он состоит из цепи со скребками, приводного устройства, наклонного транспортера и устройства для очистки скребков от навоза. Цепь транспортера изготовлена из литых звеньев. Стальные скребки закреплены на цепи с шагом 920 мм.
Концы цепи связаны соединительным звеном и вставкой, которая после соединения концов цепи вставляется в прорезь соединительного звена и приваривается электродуговой сваркой. Места соединения цепи обозначают, поставив на конце прилегающего скребка болт с гайкой. При необходимости цепь укорачивают путем вырезки трех звеньев с последующим соединением. Соединение и укорачивание проводят на участке между приводом и натяжным устройством.
Натяжное устройство предназначено для поддержания постоянного натяжения цепи.
Устройство универсально и может монтироваться в навозных каналах как с дополнительным желобом для цепи, так и без него.
Натяжное устройство состоит из поворотного устройства, ролика, рычага с направляющей, стойки, контейнера для груза и каната.
Пластинчатый башмак служит для предотвращения забивания звездочки натяжного устройства длинносоломистой подстилкой.
Поворотное устройство предназначено для изменения направления движения цепи в местах поворота навозного канала. Устройство универсально и может монтироваться в навозных каналах как с дополнительным желобом для цепи, так и без него. Поворотное устройство состоит из скобы, к которой двумя болтами М 12x35 присоединена пластина. В отверстиях скоб и пластины установлена ось, на которой на двух шарикоподшипниках вращается звездочка.
Ось крепится с одной стороны к пластине, с другой — к скобе болтом, через шайбу.
При использовании транспортера в канале без дополнительного желоба звездочка вместе с осью и предохранительным башмаком переворачивается на 180°, что изменяет расстояние от звездочки до пластины, при котором обеспечивается возможность прохода скребков под звездочкой. В этом случае дополнительно при сборке на звездочку устанавливают диск, улучшающий условия сцепления цепи со звездочкой и повышающий безопасность работы транспортера.
Наклонный транспортер предназначен для погрузки навоза с горизонтального транспортера в транспортное средство. Наклонный транспортер состоит из корыта поворотного устройства, цепи со скребками, привода и опорной стойки. Привод наклонного транспортера предназначен для сообщения цепи поступательного движения и состоит из электродвигателя и редуктора, на валу которого имеется приводная звездочка. Масло в редуктор привода заливают и уровень его контролируют и сливают через отверстие, закрытое пробками.
Цепь наклонного транспортера унифицирована с цепью горизонтального транспортера, за исключением расстояния между скребками. Натяжение цепи наклонного транспортера регулируют натяжным винтом. Провисание цепи в горизонтальной плоскости у приводной звездочки не допускается.
Шкаф управления служит для дистанционного управления транспортерами и автоматического отключения их в аварийных режимах эксплуатации.
Горизонтальный транспортер кругового движения обычно устанавливают в открытых каналах, размещенных вдоль навозного прохода. При движении цепи скребки перемещают навоз в сторону наклонного транспортера. Наклонный транспортер представляет собой наклонно установленную стрелу с двумя желобами, в которых движется замкнутая скребковая цепь. Нижний конец наклонного транспортера расположен внутри животноводческого помещения таким образом, что навоз, передвигаемый скребками горизонтального транспортера, падает на нижнюю часть стрелы наклонного транспортера. Верхний конец наклонного транспортера выходит из животноводческого помещения и поднят над землей так, чтобы под ним можно было расположить прицеп или другое транспортное средство.
Скребковая цепь наклонного транспортера перемещает навоз по его стреле и сбрасывает в прицеп. Транспортер включают в работу 3-4 раза в сутки. Применение соломистой подстилки длиной более 100 мм не рекомендуется.
Угол наклона выгрузных скребковых транспортеров не превышает 30 °С. Перед остановкой для очистки наклонной части от навоза транспортер должен поработать дополнительно 3-5 минут.